Коновалова Елена Александровна,
заместитель директора по научно-методической работе
Система дуального обучения
предполагает реализацию эффективной модели, позволяющей учесть
требования всех экономических акторов – студента, работодателя,
государства, образовательного учреждения. Эффективность системы
дуального обучения в том, что она реализуют тонкую индивидуальную
настройку обучения для индивидуальных потребностей – студента,
конкретного рабочего места, конкретного предприятия, конкретного города.
Реализуя элементы дуального обучения, необходимо ответить на вопросы –
чему учить, для чего учить, где эффективно применить полученные
компетенции, как представить эти компетенции на рынке. Несмотря на
эффективность консолидации ресурсов образовательного пространства и
бизнеса на профессиональное становление и профессиональную траекторию
обучающихся в условиях г. Чусовой влияют определенные экономические
факторы. Кроме того, развитие образования в Пермском крае
носит концентрированный характер - реализуется внедрение
отраслевого кластерного подхода к модернизации системы среднего
профессионального образования. Специализированные
отраслевые кластеры и позволяют исключить внутреннюю конкуренцию между
работодателями, входящими в кластер, эффективно скоординировать
взаимодействия между работодателями и профессиональными образовательными
организациями в подготовке специалистов для наиболее развитого
кластера. Причём, эффективным координатором взаимодействия в Пермском
крае выступает торгово-промышленная палата – как центр взаимодействия
координации действий бизнеса, власти и сферы образования.
Приоритетным направление развития
образования в Пермском крае является кластер машиностроения.
Модель дуального обучения подразумевает внедрение системы
практико-ориентированных технологий, баланс теории и практики,
развитие института наставничества. Знания студент получает в учебном
заведении, а навыки и компетенции – на том предприятии, где планирует
работать в будущем. Все виды практик выстраиваются под конкретный
технологический процесс, в который студент будет включен в своей будущей
профессиональной деятельности. Таким образом, открывается возможность
для повышения качества обучения и сокращения периода последующей
адаптации выпускника – будущего сотрудника – к месту работы.
Пространством для эффективной
реализации модели дуального обучения является отраслевой кластер,
включающий работодателей, образовательные организации и другие
институты рынка трудовых ресурсов. Но в условиях моногорода дуальная
модель обучения, реализуемая по отраслевому принципу, требует
определенной корректировки. Город Чусовой относится к старопромышленным
городам, в котором градообразующим предприятием является АО
«Чусовской металлургический завод». Численность населения заметно
снижется в период с 2009-2015 гг. численность населения снизилась на
6%. Средний уровень безработицы составляет 2, 95%, что превышает
среднекраевой уровень в 1,39% [1]. Основным принципом эффективности
дуального обучения является то, что перечень специальностей в
конкретном регионе должен определяться текущими и перспективными
потребностями экономики региона. Но при этом при формировании
модели дуального обучения следует учесть стратегические риски
моногорода. Количество занятых на градообразующем предприятии
тотально уменьшается, тенденция к уменьшению сохраняется, а ГБПОУ «ЧИТ»
готовит специалистов, нацеленных на работу в тяжелой промышленности и
машиностроении. При этом настоятельная необходимость ревитализации
территории требует реализации проектов другой, в том числе,
постиндустриальной направленности и, соответственно, других
специалистов. Еще одним экономическим фактором, ограничивающим
эффективность дуального обучения в условиях моногорода, является
отсутствие стратегических планов экономического развития. Предприятия не
разрабатывают инвестиционные программы, следовательно, не прогнозируют
перспективные потребности в трудовых ресурсах. Анализируя изменения
структуры спроса на рынке труда, мы видим, что терциаризация
экономики (увеличение сектора услуг) - это объективный процесс – из
265 вакансий на рынке труда Чусовского муниципального района только
29 - сварщики и газорезчики, то есть профессии, относящиеся к
машиностроительной отрасли. Остальные вакансии связаны с
предоставлением различного вида услуг. А это означает, что получив
сегодня образование, связанное с машиностроительной или
металлургической отраслью, завтра можно остаться без работы.
Инструментом решения этой проблемы может стать формирование у
обучающихся инновационных компетенций. В нашем случае такими
компетенциями являются предпринимательские компетенции. Для создания
условий ревитализации моногорода большое значение принимает развитие
малого и среднего предпринимательства. Среди направлений следует
отметить развитие самозанятости населения и молодежного, в частности,
студенческого предпринимательства. Следовательно, образовательному
учреждению необходимо разрабатывать эффективные инструменты по
формированию и развитию навыков предпринимательской деятельности
студентов. Одним из таких инновационных инструментов может стать
студенческий бизнес-инкубатор. Основной задачей студенческого
бизнес-инкубатора является организации процесса коммерциализации
предпринимательский идей, авторами которых являются студенты и
преподаватели. Задачами этой инновационной структуры в образовательной
организации является формирование инновационного климата и активной
жизненной позиции, развитие креативности и творческой инициативы
обучающихся; формирование бизнес-процессов для малого и среднего
предпринимательств и, в частности, для начинающих организаций.
Студенческий бизнес-инкубатор может также работать как инфраструктурная
площадка для создания и развития молодежных инновационных и
социальных проектов. В ГБПОУ «Чусовской бизнес-инкубатор» сложились
предпосылки обобщения практики студенческого предпринимательства.
Организация работы студенческого бизнес-инкубатора с точки зрения
процессного подхода развитие предпринимательских компетенций
обучающихся представляет собой непрерывный процесс в течение всего
учебного периода и может реализовываться посредством методик
дуального обучения [2, с. 326]. В рамках этой модели эффективным
является встраивание деятельности студенческого бизнес-инкубатора в
систему работы МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор». МБУ «Чусовской
бизнес-инкубатор» может анализировать направления развития малого и
среднего бизнеса в регионе, прогнозировать потребность в специалистах и
рабочих кадрах и стратегические кадровые дефициты малого и
среднего бизнеса, а также выступать центром независимой оценки и
сертификации квалификаций.
Таким образом, пространством для
эффективной реализации модели дуального обучения в условиях моногорода
является территориальный кластер, включающая образовательную
организацию и работодателей Чусовского муниципального района.
Координатором реализации модели является инновационный институт
рынка труда МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор», который может
стать и инструментом формирования предпринимательских компетенций,
и реальным инструментом генерирования бизнес-идей для Чусовского
муниципального района, а также эффективным координатором интересов
работодателей, обучающихся и государства.
- Официальный сайт чусовского муниципального района [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chusrayon.ru/новости-мб/рынок-труда.
- Чепьюк О. Р. Студенческий
бизнес-инкубатор как часть инновационной системы университета /
Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И.
Лобачевского. 2014. №1. с. 326-331. [электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-biznes-inkubator-kak-chast-innovatsionnoy-sistemy-universiteta.pdf
|