Территориальная модель дуального обучения в условиях моногорода

Коновалова Елена Александровна,

заместитель  директора по научно-методической работе

Система дуального обучения    предполагает реализацию эффективной модели, позволяющей     учесть требования всех экономических акторов – студента, работодателя, государства,  образовательного учреждения. Эффективность системы дуального  обучения в том, что она  реализуют тонкую индивидуальную настройку  обучения для   индивидуальных потребностей – студента,   конкретного рабочего места, конкретного предприятия, конкретного города.  Реализуя элементы дуального обучения,  необходимо ответить на вопросы – чему учить, для  чего учить, где  эффективно применить  полученные компетенции, как представить эти компетенции на рынке.   Несмотря на эффективность консолидации    ресурсов образовательного пространства  и бизнеса на  профессиональное становление и профессиональную траекторию обучающихся  в  условиях г. Чусовой  влияют  определенные экономические факторы.       Кроме того, развитие образования в  Пермском крае    носит    концентрированный   характер  -   реализуется внедрение  отраслевого кластерного подхода  к модернизации системы среднего профессионального образования.   Специализированные отраслевые кластеры и  позволяют исключить внутреннюю конкуренцию между работодателями, входящими в кластер,   эффективно скоординировать  взаимодействия между работодателями и профессиональными образовательными организациями в подготовке специалистов  для наиболее развитого  кластера. Причём, эффективным координатором взаимодействия в Пермском крае выступает торгово-промышленная палата – как центр взаимодействия   координации  действий бизнеса, власти и сферы образования.

 

Приоритетным направление развития образования в Пермском крае является    кластер машиностроения.    Модель дуального  обучения   подразумевает  внедрение  системы  практико-ориентированных  технологий,   баланс теории и практики, развитие института наставничества. Знания студент получает в учебном заведении, а навыки и компетенции – на том предприятии, где планирует работать в будущем. Все виды практик выстраиваются под  конкретный технологический процесс, в который студент будет включен в своей будущей профессиональной деятельности.   Таким образом, открывается возможность для повышения качества обучения и сокращения периода последующей адаптации выпускника – будущего сотрудника – к месту работы.

Пространством для  эффективной реализации модели дуального обучения  является отраслевой кластер, включающий работодателей,  образовательные организации и другие институты  рынка трудовых ресурсов. Но в условиях моногорода  дуальная модель обучения, реализуемая по  отраслевому принципу,  требует определенной корректировки. Город Чусовой  относится к старопромышленным городам,  в котором  градообразующим предприятием является АО «Чусовской металлургический завод». Численность населения  заметно снижется в период с 2009-2015  гг. численность населения снизилась на 6%.  Средний уровень безработицы составляет 2, 95%, что превышает среднекраевой уровень в 1,39% [1].   Основным принципом эффективности дуального обучения  является то, что перечень  специальностей в конкретном регионе должен определяться текущими и перспективными потребностями  экономики региона.   Но при этом   при формировании модели дуального обучения следует учесть  стратегические риски моногорода.     Количество занятых на градообразующем предприятии   тотально уменьшается, тенденция к уменьшению сохраняется, а ГБПОУ «ЧИТ»   готовит специалистов, нацеленных на работу в тяжелой промышленности и машиностроении. При этом   настоятельная необходимость ревитализации территории  требует  реализации проектов       другой, в том числе, постиндустриальной направленности и, соответственно,  других специалистов. Еще одним экономическим фактором, ограничивающим эффективность дуального обучения в условиях моногорода,  является  отсутствие стратегических планов экономического развития. Предприятия не разрабатывают инвестиционные программы, следовательно, не прогнозируют перспективные потребности в трудовых ресурсах.   Анализируя изменения структуры спроса на рынке труда,   мы видим, что терциаризация  экономики (увеличение сектора  услуг)  - это объективный процесс – из 265  вакансий на рынке труда Чусовского муниципального района   только    29   -   сварщики и газорезчики, то есть профессии, относящиеся к машиностроительной отрасли. Остальные вакансии связаны с предоставлением  различного вида услуг.  А это означает, что получив сегодня образование, связанное с  машиностроительной или металлургической отраслью, завтра можно остаться без работы. Инструментом решения этой проблемы может стать формирование  у обучающихся   инновационных компетенций. В нашем случае такими компетенциями являются предпринимательские компетенции.   Для создания условий ревитализации моногорода большое значение принимает развитие малого и среднего предпринимательства. Среди направлений следует отметить  развитие самозанятости населения и  молодежного, в частности, студенческого предпринимательства. Следовательно, образовательному учреждению необходимо  разрабатывать эффективные инструменты по формированию и развитию навыков предпринимательской деятельности студентов. Одним из таких инновационных инструментов  может стать студенческий бизнес-инкубатор. Основной задачей студенческого бизнес-инкубатора является организации  процесса коммерциализации  предпринимательский идей, авторами которых  являются студенты и преподаватели. Задачами   этой инновационной структуры в образовательной организации является  формирование инновационного климата и активной жизненной позиции, развитие  креативности и  творческой инициативы обучающихся; формирование бизнес-процессов для малого и среднего предпринимательств и, в  частности, для начинающих организаций. Студенческий бизнес-инкубатор может также работать как инфраструктурная площадка    для создания и развития молодежных инновационных  и социальных проектов. В ГБПОУ «Чусовской бизнес-инкубатор»  сложились предпосылки  обобщения практики   студенческого предпринимательства. Организация работы  студенческого бизнес-инкубатора с точки зрения процессного подхода  развитие предпринимательских компетенций обучающихся представляет собой непрерывный процесс в течение всего  учебного периода   и может реализовываться  посредством методик дуального обучения [2, с. 326].    В рамках этой модели эффективным является встраивание  деятельности студенческого бизнес-инкубатора в  систему работы МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор».   МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор» может анализировать направления развития  малого и среднего бизнеса в регионе, прогнозировать потребность в   специалистах и рабочих кадрах и    стратегические   кадровые дефициты малого и среднего  бизнеса, а также выступать  центром независимой    оценки и сертификации квалификаций.

Таким образом,  пространством для эффективной реализации модели дуального обучения в условиях моногорода является территориальный кластер, включающая   образовательную организацию  и работодателей Чусовского муниципального района. Координатором   реализации модели     является   инновационный институт рынка   труда  МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор», который     может  стать  и   инструментом формирования  предпринимательских компетенций, и  реальным инструментом генерирования бизнес-идей для Чусовского муниципального района, а также эффективным  координатором   интересов работодателей, обучающихся и государства.

 

  1. Официальный сайт чусовского муниципального района [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chusrayon.ru/новости-мб/рынок-труда.
  2. Чепьюк  О. Р. Студенческий бизнес-инкубатор  как часть инновационной системы университета / Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. №1. с.  326-331. [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-biznes-inkubator-kak-chast-innovatsionnoy-sistemy-universiteta.pdf
 

Территориальная модель дуального обучения в условиях моногорода

PDF Печать E-mail