Thumbnail image for ~/photoDB.ashx?type_img=image_bigCA&items=6a74cea9-b4bd-488d-8d5c-f0936fcb966d

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ «ЧУСОВСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»)

Коновалова Елена Александровна

Эффективность системы дуального  обучения в том, что она  реализуют тонкую индивидуальную настройку  обучения для   индивидуальных потребностей – студента,   конкретного рабочего места, конкретного предприятия, конкретного города.      Классическим  инструментом   для  эффективной реализации модели дуального обучения  является отраслевой кластер, включающий работодателей,  образовательные организации и другие институты  рынка трудовых ресурсов. Но в условиях моногорода  дуальная модель обучения, реализуемая по  отраслевому принципу,  требует определенной корректировки. Город Чусовой  относится к старопромышленным городам,  в котором  градообразующим предприятием является АО «Чусовской металлургический завод». Численность населения  заметно снижется в период с 2009-2017  гг. численность населения снизилась на 6%.  Средний уровень безработицы составляет 2, 95%, что превышает среднекраевой уровень в 1,39% [1].

При формировании модели дуального обучения следует учесть  стратегические риски моногорода  -   изменение потребностей рынка труда.    Инструментом решения этой проблемы может стать формирование  у обучающихся   инновационных  предпринимательских компетенций,  инструментом формирования которых может стать студенческий бизнес-инкубатор.     В ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»  сложились предпосылки  обобщения практики   студенческого предпринимательства. Организация работы  студенческого бизнес-инкубатора с точки зрения процессного подхода  развития  предпринимательских компетенций обучающихся представляет собой непрерывный процесс в течение всего  учебного периода   и может реализовываться  посредством методик дуального обучения [2, с. 326].    В рамках этой модели эффективным является встраивание  деятельности студенческого бизнес-инкубатора в  систему работы МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор», который    анализирует  направления развития  малого и среднего бизнеса в регионе, прогнозирует     стратегические   кадровые дефициты малого и среднего  бизнеса, а также может  выступать  центром независимой    оценки и сертификации квалификаций.

Таким образом,  пространством для эффективной реализации модели дуального обучения в условиях моногорода является территориальный кластер, включающий в себя  образовательную организацию  и работодателей Чусовского муниципального района. Координатором   реализации модели     является   инновационный институт рынка   труда  МБУ «Чусовской бизнес-инкубатор», который     может  стать  и   инструментом формирования  предпринимательских компетенций, и  реальным инструментом генерирования бизнес-идей для Чусовского муниципального района, а также эффективным  координатором   интересов работодателей, обучающихся и государства.

В период 2015-2017 территориальный образовательный кластер  Чусовского муниципального района эффективно функционирует.  В системе дуального обучения ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»  участвуют работодатели - эксплуатационное локомотивное депо  Чусовское -  структурное подразделение Свердловской дирекции тяги филиала ОАО «РЖД», АО МРСК Урала ПО «Чусовские электрические сети» филиала Пермэнерго. производственное отделение «Чусовские электрические сети», Управление  образования Администрации Чусовского муниципального района, ООО «Дав Авто Север».  Обучение  в этой системе ведется по следующим   профессиональным образовательным программам - 23.01.09 Машинист локомотива, 13.02.11 Техническая эксплуатация   и обслуживание электрического и электромеханического  оборудования (по отраслям), 44.02.01 Дошкольное образование, 23.02.03 Техническое  обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. В проекте участвует 135 обучающихся, заключено 135 трехсторонних договоров  с предложением   последующего трудоустройства. В проекте реализуется ряд инновационных моделей    -  пространственная модель  практико-ориентированного обучения  с элементами дуального обучения в условиях моногорода,   модель экономически эффективных механизмов наставничества  и обучения на рабочем месте, модель    независимой оценки профессиональных компетенций как условия обеспечения удовлетворённости работодателей в квалификации выпускников техникума,  модель   профессионально ориентированных траекторий  развития молодёжи в условиях моногорода.

Педагогический мониторинг   эффективности   методик дуального обучения позволяет констатировать увеличение показателей педагогической эффективности модели дуального обучения – рост среднего балла защиты выпускных квалификационных работ  за период реализации проекта  от 4 до 4,2 баллов.  Увеличилось  до 9% количество дипломных исследований, выполненных по заявкам работодателей.    Анализ удовлетворенности системой дуального обучения показывает, что  более 85%  участников  системы дуального обучения удовлетворены результатами.

Таким образом, территориальная модель системы дуального обучения в ГБПОУ «Чусовской индустриальный  техникум»,   обогащенная   инновационными предпринимательскими компетенциями,   эффективно реализована и переходит в режим постоянного функционирования.

Литература

  1. Официальный сайт чусовского муниципального района [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chusrayon.ru/новости-мб/рынок-труда.
  2. Чепьюк  О. Р. Студенческий бизнес-инкубатор  как часть инновационной системы университета / Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. №1. с.  326-331. [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-biznes-inkubator-kak-chast-innovatsionnoy-sistemy-universiteta.pdf