Специфика преподавания дисциплины Основы инженерной геологии

26.02.2021

Автор: Забрудский В.В.

ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум», г. Чусовой

 

Инженерная геология – самый молодой раздел геологических знаний, это лишь начало всей геологической пирамиды. Инженерная геология - представляет собой комплексную науку о Земле, ее строении, составе, истории развития.

Процесс обучения в группе по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация задний и сооружений, складывается из совместных действий студента и преподавателя, которые подразумевают не только обучающую, но и воспитательную работу. В работе преподавателя учебной дисциплины Основы инженерной геологии, приходится учитывать особенности предмета, и специфику обучения.

В такой дисциплине как геология, приходится учитывать подготовку студентов, у которых имеются начальные географические школьные знания, которые либо размыты, либо вообще отсутствуют. Поэтому преподаваемый материал доводится до студентов от простого к сложному, а так же осуществляется индивидуальный подход, применяя различные методы обучения.

На занятиях могут возникать сложности в восприятии учебного материала, поэтому подбирается такой учебный материал, который соответствует уровню исходной подготовки студентов, и может быть посильным для них.

 

Одна из проблем изучения дисциплины Основы инженерной геологии состоит в том, что за короткое время студенты должны усвоить много новых терминов. Большинство из терминов имеет латинские и греческие обозначения. Столкнувшись с такими сложностями, студенты теряют интерес к изучению данной дисциплины. Поэтому сначала необходимо провести проверку знаний и лишь после этого начинать изучать новый материал, доводя его до уровня инженерной подготовки.

Психологи, исследующие процесс обучения, отмечают пропадание интереса после нескольких минут непонимания. Поэтому на этапе изучения нового материала, терминов, необходимо сделать всё возможное, чтобы этого не произошло. Если на начальном этапе обучения помочь студентам понять алгоритм изучения учебной дисциплины, построить алгоритм выполнения практических работ, в дальнейшем они успешно справятся с работой. Кроме того, по мнению большинства студентов, геология является одной из наиболее интересных дисциплин.

Принцип наглядности в преподавании геологии дает положительные результаты. Все объекты изучения этой дисциплины, процессы и явления можно свободно наблюдать на примере городских условий. Демонстрация фото, видео, схем, макетов, все это дает положительный результат при изучении той, или иной темы. Еще одним положительным моментом служит привлечение студентов к изготовлению учебных макетов самостоятельно, так на пример игра «Город, моей мечты», не только позволила создать макет отдельных строений, но и увидеть сооружения будущего города в 3Д - модели.

Наглядные пособия конечно необходимо использовать качественные. Слайды презентаций, плакаты и макеты должны быть хорошо видны всем студентам, необходимо учитывать размер и чёткие контуры деталей, цвета. Каждая деталь должна сопровождаться объяснениями. Такой подход приводит к восприятию новой информации на более доступном уровне, студенты не только начинают запоминать формулы и определения, но и понимать их содержание, связанное с конкретными процессами, улавливали сущность изучаемых понятий.

После каждой лекции или практического занятия удобно просматривать презентацию для закрепления пройденного материала. При этом студенты, не владеющие навыками ведения конспектов, смогут внести в них дополнения и уточнения. С внедрением мультимедиа, упрощается объяснение громоздких схем. Студенты сразу видят, сколько места займёт схема и как следует расположить её элементы. При разработке такой презентации необходимо учитывать логичный порядок вычерчивания, что способствует запоминанию схемы.

Теоретические вопросы, рассматриваемые при изучении дисциплины плавно перетекают в решение практических задач. Они не только служат закреплению полученных знаний, но и позволяют студентам представить области применения того или иного учебного материала. Умение разбираться в свойствах минералов и горных пород даёт возможность грамотно оценивать их устойчивость к внешнему воздействию и несущую способность.

Полученные знания необходимо постоянно закреплять и проверять. Проверяя знания, использовать возможность студентам на выбор использовать как зрительную, так и слуховую, и другие типы памяти. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины Основы инженерной геологии должны быть усвоены прочно.

Умение распознавать признаки геологических и инженерно-геологических процессов позволяет заранее обнаружить и принять меры по защите сооружений. Таким образом, каждый раздел дисциплины Основы инженерной геологии, имеет практическое значение, так как способствует повышению надёжности возводимых зданий и сооружений. Реализация принципа связи теории с практикой даёт возможность добиваться успешного усвоения студентами программного материала, и в то же время, осуществлять психологическую подготовку студентов к трудовой деятельности.

Геология является одной из тех дисциплин, которая в изучении очень интересна и увлекательна. Многие студенты легко воспринимают предлагаемую информацию, но далеко не все умеют обучаться сознательно и активно. Лишь единицы понимают, что через несколько лет они не просто приобретут специальность, а станут руководителями производства.