«SMS (Short Message Service): переписка в режиме реального времени»

Печать

Микрюкова Ирина Александровна

Руководитель: Халилуллина Наталья Анатольевна

Филиал ГБПОУ  «Чусовской индустриальный техникум», Россия, г. Гремячинск,
01.03.2016


«Родной язык в  умелых руках … –

красив,  певуч, выразителен, гибок,

послушен, ловок и вместителен»

А.И. Куприн

 

В настоящее время сотовый телефон является незаменимым  атрибутом современного стиля жизни. Статистика показывает, что «80 % пользователей  используют SMS- услуги для общения  с друзьями, родными и близкими, т.е.  для неофициального  неформального общения»[6]. Количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.

 

Тема исследования выбрана неслучайно. Она продиктована проблемой, которая волнует сегодня многих: отказ от живой беседы, тёплого письма не способствует укреплению дружеских отношений. Также настораживает, что SMS-сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной.

Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами: во- первых, данная тема рассматривается с учетом современности (SMS-сообщения- это самый распространённый вид связи на сегодня), во-вторых, глубоких исследований обучающимися в данной области не много.

В работе представляется новое осмысление SMS-сообщения, не просто как средства передачи информации, а как нового речевого жанра.

Цель: изучить лингвистические источники информации по данной теме: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, проанализировать SMS-сообщения,  выявить их плюсы и минусы  и определить влияние  SMS-сообщений на грамотность.

Объектом исследования выступают SMS-сообщения.

Предметом исследования является особенности стилистики SMS-сообщения.

Гипотеза исследования: SMS- сообщения засоряют русский язык, сленг SMS не делает людей грамотнее.

Методы исследования:

  1. Метод филологического наблюдения и  описания;
  2. Методы эмпирического исследования: беседа с педагогами и обучающимися; опрос методом анкетирования; анализ  SMS-сообщений;

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров

Тезисы выступления:

Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без SMS-сообщений. Они настолько прочно вошли в нее, что трудно найти человека, который бы никогда не отправлял SMS на телефон или вообще не знал бы, что это такое.

Начиналось все в 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством [3]. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру. Особый язык SMS-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.

В ходе опроса обучающимся и педагогам  был задан вопрос:                  « Используете ли вы СМС?», на который 96 % опрошенных ответили утвердительно.

Речь об этом  явлении идет именно потому, что оно реально существует в языке, являясь, прежде всего, способом самовыражения, максимально приближенным к живой речи.

Изучая возможность классификации языка SMS как официально принятого, я провела исследования среди различных категорий респондентов. В ходе исследования я хотела выяснить причины, побуждающие людей разных возрастов, характеров и социальных категорий прибегать к общению через SMS, плюсы и минусы данного средства связи.

Респонденты отвечали на вопрос: Для чего вы используете SMS-сообщения?

- Быстро узнать о местонахождении  и планах («Ты где? По4ему молчишь?»)

-Узнать о настроении адресата  и самочувствии («Ты жив?»)

-Сообщить о мимолётном  текущем впечатлении ( «УРА!!! У НАС КАНИКУЛЫ!!! :) »)- причём это СМС написано педагогом.

-выразить сочувствие, поддержать, поблагодарить («Держись! Я с тобой!;) »

-назначить или отменить встречу ( « 12.00 в кб»)

-познакомиться  или, наоборот, разорвать отношения, извиниться  (когда слова очень сложно  произнести при обычном общении) («Извини, у нас ничего не получиться»)

- Выразить себя творчески (Doverjai serdcu! :-) no proverjai :-))

У  стороннего наблюдателя складывается впечатление, что слова этого нового языка освобождаются от богатых смысловых оттенков, становятся бедными. И тем не менее такими средствами молодые люди и не только молодые  продолжают решать старые как мир проблемы: любовь, общение, соучастие, сопереживание. Так родился новый литературный жанр речи – жанр чатов и SMS-сообщений.

В своей работе я  рассмотрела   жанровые признаки. Именно  этими жанровыми признаками и обладают SMS-сообщения:дистанционность и скорость, информативность, монологичность и диалогичность, языковые особенности, неформальный характер, интонирование, определенная ситуация общения, смайлы (Smile), нелинейность во времени.

На основе перечисленных особенностей можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения – это  речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры.

Но если так много допускается ошибок при написании SMS-сообщений, значит,  они засоряют русский язык?

Один ответит уверенно: "Да", подписывая приговор этим обрывочным, неграмотным, лишенным всякой языковой ценности, путающим английский и русский язык, насыщенным жаргонизмами и просторечием, порою игнорирующим знаки препинания, зато изобилующим смайликами "недотекстам".

Другой, как правило, тот, кто имеет больше собственного опыта электронной коммуникации, задумается и скажет: "Нет". Я  тоже скажу "нет": нет, смски не "засоряют русский язык". И дело не только в том, что одного взгляда на приведенные выше примеры достаточно, чтобы убедиться: в этих фрагментарных, зачастую нарушающих правила языка высказываниях больше речевого творчества, чем бездумности, больше выражения позитивных эмоций, чем ненормативной лексики.

Тот или иной жанр, та или иная речевая сфера сама по себе не может засорять или не засорять русский язык. Смски - не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще, засилье низкопробных журналов,  понижение требований к знанию русского языка и литературы  и разрушение классической системы преподавания этих предметов.

В исследовательской работе наша гипотеза не нашла подтверждение, и можно сделать следующие выводы:

1. SMS-сообщения – новый речевой жанр, т.к. они обладают признаками речевых жанров (коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, языковые особенности, информативность и монологичность, диалогичность, определенная ситуация общения).

2. Несмотря на скудность языкового облика, SMS служат позитивным средством коммуникации.

3. Объективно роль SMS будет возрастать и дальше, так как они обладают существенными для молодежи качествами: скоростью, лаконичностью, экономичностью. Поэтому единственный способ недопущения их влияния на грамотность – это ответственное отношение к языку. Ведь еще А. Куприн говорил, что «Родной язык в  умелых руках … – красив,  певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Список источников информации:

Литература:

1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.

2.Бахтин М. М. “Проблема речевых жанров” / Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206. Комментарии - с. 535-555.

3.«Засоряют ли SMS-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…»/ М.Ю.Сидорова (МГУ им. М.В. Ломоносова,  Москва).  –  (http:// marinadoma.narod.ru.).

4.Наши любимые SMSки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы.  –  (http:/www.molodoy.gorny. ru).

5.«SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– (http:/www.portfolio.1september.ru.).

Сайты в Интернете:

6.Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

7.Википедия. Функциональные стили речи.  (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms)