Административная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации: нормативное регулирование и практика

Печать

29.01.2016

ГБПОУ «Чусовской  индустриальный техникум»,

филиал в г. Гремячинск Светлана Чуракова,

научный руководитель -  Гараева Ольга Анатольевна,

преподаватель общественных дисциплин

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из характерных черт демократического государства является проведение свободных, открытых  выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Любая избирательная кампания опирается на агитационную деятельность, которая  оказывает значительное влияние на предпочтения избирателей, формируя их отношение не только к кандидатам, но и ко всей власти в целом.   Честная, открытая, эффективная предвыборная агитация позволяет избирателям обдуманно выразить свою волю на выборах, отдавая предпочтение тем кандидатам, которые смогли    представить максимально полную и достоверную информацию о себе, о своей предвыборной программе. Разворачивается достаточно сильная конкурентная борьба между кандидатами, блоками кандидатов с использованием различных методов. Практически все избирательные кампании проходят с нарушениями, влекущими за собой  конституционно-правовую, административную и даже уголовную ответственность. Особенно в последние годы не всегда присутствует достоверная информация о кандидатах, используется так называемый «черный пиар». Все это снижает не только авторитет властей, но и активность электората.

 

Последние выборы в органы местного самоуправления, проходившие 13 сентября 2015 года, и являясь практически «генеральной репетицией» перед выборами в Государственную Думу в 2016 году, обнажили нерешенные вопросы и проблемы. Это было видно по явке избирателей, принявших участие в голосовании (в среднем по стране 30%), и кандидатам, победившим на выборах («Единая Россия» хотя и лидирует как партия власти, однако в местные органы власти прошли и представители других политический партий и беспартийные).

Если во время проведения непосредственно самих выборов нарушений было мало, то во время предвыборной агитации их число остается достаточно высоким.  Хотя в Кодексе об административных правонарушениях прописаны условия нарушения и определены санкции, однако такие правонарушения территориальными избирательными комиссиями фиксируются: составляются протоколы, мировые судьи выносят решения.

Меня заинтересовало, почему именно в период предвыборной агитации происходят такие правонарушения: от незнания, непонимания или по принципу «любые способы достижения поставленной цели возможны». Может быть просто кандидаты, их доверенные лица путают предвыборную агитацию с информированием?

Поэтому целью работы над исследованием данной темы является анализ административной ответственности за нарушение правил ведения агитации в предвыборный период.

Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

- дать нормативное понятие предвыборной агитации;

- рассмотреть судебную практику применения санкций за нарушение ведения предвыборной агитации;

- предложить свои пути решения данной проблемы с точки зрения избирателя.

Объектом исследования данной темы является предвыборная агитация. В качестве предмета исследования выступают вопросы административной ответственности за нарушение правил ведения предвыборной агитации.

Актуальной данной темы заключается в том, что процесс предвыборной агитации затрагивает каждого из нас не только как избирателя, но и как потребителя возросшего количество информации (правдивой, искаженной, лживой).

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, сделанные в ней, могут быть использованы при организации  предвыборной агитации, повышении уровня правовой культуры кандидатов и в сокращении нарушений, влекущих административную ответственность.

 

1. НОРМАТИВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Говоря об административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации необходимо сначала выяснить, а что из себя представляет предвыборная агитация, чем она отличается от простого информирования избирателей, какими законами это регулируется.

В современном мире понятие «предвыборная агитация» является одним из основополагающих для избирательного процесса, поскольку от содержания этого понятия во многом зависит дальнейшее установление рамок законных агитационных действий избирателей, иных участников избирательного процесса [5].

Проблема предвыборной агитации регулируется в настоящее время достаточно большим числом нормативных актов федерального законодательства и субъектов  Российской Федерации.

Термин «предвыборная агитация» закрепляется в статье 2 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) [3].

Закон конкретизирует понятие «предвыборная агитация», перечисляя виды действий, признающихся предвыборной агитацией и осуществляющихся в период избирательной кампании (ст.48 67-ФЗ). К ним относятся:

- призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

- выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;

-  описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

-  распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

- распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

- деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В законе также определены формы предвыборной агитации: в средствах массовой информации, агитационных публичных мероприятиях, выпусках агитационных материалов и др. Каждый кандидат, инициативная группа вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, финансирование которых производится только за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке.

При проведении предвыборной агитации существуют определенные законом ограничения. В частности запрещается привлекать к предвыборной агитации несовершеннолетних, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах без их согласия.

В соответствии с Федеральным законом (ст.48 п.7) существует запрет на проведение предвыборной агитации, выпуск и распространение любых агитационных материалов госслужащим различных ветвей власти; воинским частям, военным учреждениям и организациям;  благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;  избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;  иностранным гражданам,  лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;  международным организациям и международным общественным движениям;  представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности и др. [3].

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, единый список кандидатов, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования обязана опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании, а также разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставленная соответствующей политической партии, кандидату (кандидатам), выдвинутому (выдвинутым) политической партией, в соответствии с настоящим Законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

Предвыборная агитация ставит своей целью побуждение избирателей к голосованию за кандидата или против, но не призывает бойкотировать выборы. Простое информирование избирателей предполагает просто передачу информации  безо всяких побудительных действий. Однако иногда очень сложно отличить информирование от предвыборной агитации. В законах достаточно подробно дается определение понятия «предвыборная агитация», формы и методы ее проведения. За несоблюдение правил  ее ведения  предусматривается конституционно-правовая, административная и уголовная ответственность.

 

 

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Исследуя вопросы административной ответственности за нарушения правил проведения предвыборной агитации, обратила внимание на то, что в большей степени описывается конституционно-правовая и уголовная ответственность. На мой взгляд, это связано с несоизмеримостью наказания. Так, например, конституционно-правовая ответственность предполагает такие меры как отмена регистрации кандидата, отмена решения о результатах выборов; уголовная – исправительные работы и даже лишение свободы. Административная ответственность имеет основной мерой штрафы, которые практически легко можно заплатить, так как их размеры не очень высокие. Больше никаких мер административно-правовая ответственность не предполагает. Поэтому, как показывает практика, административные правонарушения встречаются намного чаще.

Рассмотрим на примерах судебной практики применение статей Кодекса об административных правонарушениях в области предвыборной агитации.

В последние годы в предвыборной агитации отводится значительная роль не только традиционным средствам массовой информации (газетам, журналам, радио, телевидению), но и Интернету. Наибольшее количество нарушений связано именно с неправильным использованием СМИ и Интернета.

Так в статье 5.5. Кодекса об административных правонарушениях ответственность за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, включая нарушение порядка опубликования агитационных материалов. Указанная статья 5.5 КоАП РФ предусматривает ответственность представителей СМИ за нарушение правил информирования избирателей. Типичными административно-наказуемыми формами нарушения порядка опубликования агитационных материалов в СМИ являются:

- нарушение требований к содержанию информационных материалов;

- отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации;

-  нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации;

- нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации;

- нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации;

- публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источников оплаты материала;

- выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда;

- публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании органа государственной власти или местного самоуправления;

- перекрытие передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных программ, иных агитационных материалов;

- сопровождение публикуемых агитационных материалов редакционными комментариями в любой форме, заголовками, иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (блоком);

- оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению (блоку) путем изменения тиража и периодичности выхода издания;

- нарушение порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов в сети «Интернет» [2].

Видовым объектом указанных выше правонарушений является право граждан на получение достоверной и объективной информации, связанной с выборами и референдумами.

Непосредственным объектом этих правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ по опубликованию информационных и агитационных материалов [10; с.19,20].

С объективной стороны эти правонарушения могут быть совершены в форме действия и бездействия. Субъектами правонарушений являются главные редакторы как должностные лица СМИ, а также юридические лица – организации, осуществляющие теле– и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение СМИ. Применительно к индивидуальным субъектам субъективная сторона правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Рассмотрим более подробно применение данной статьи КоАП в судебной практике на примере Пермского края.

Мировым судьей судебного участка №18 Ленинского района г.Перми  23.12.2011 года рассмотрено в  открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Д., работающего главным редактором СМИ «В курсе Пермь». Было установлено, что в  выпуске  газеты №35 от 10.11.2011 г.  «В курсе Пермь» в рубрике «Колонка редактора» опубликована статья «Опасайтесь человечков» в рамках информирования читателей о выборах с комментариями главного редактора. Обнаружено нарушение п.3 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ. В соответствии с п.5 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12.06.2002 г., в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума и т.д. Руководствуясь ст.29, 9,29,10  Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья постановил признать Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначил наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей в доход государства [12; с.575-576].

Особенностью привлечения средства массовой информации к административно-правовой ответственности является возможность привлечения к ответственности как юридического лица, так и его должностных лиц согласно ст.5-5 КоАП РФ. Так,  мировым судьей судебного участка №83 Чусовского муниципального района 17.02.2012 г. было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5. КоАП, в отношении директора МУП «Чусовское телевидение «Союз-ТВ» за опубликование в эфире телеканала экстренного выпуска программы «Гость в студии» (эфир 28.11.2011 г.) с участием Ш. В указанной программе явно преобладали сведения о партии «Единая Россия» в сочетании с позитивными комментариями, а о партиях «КПРФ» и «ЛДПР» в сочетании с негативными комментариями. Оценив содержание ролика, вышедшего в эфир, судья усматривает в нем признаки предвыборной агитации и указание на предпочтение какой-либо партии. Нарушения директора: сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени в установленный законом срок (до 30.09.2011г.) не были опубликованы; также не были представлены в избирательную комиссию Пермского края. Судья постановил признать директора (главного редактора) МУП «Чусовское телевидение «Союз-ТВ» виновным в совершении административного правонарушения и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В то же время было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Чусовское телевидение «Союз-ТВ». Если в первом случае директор (главный редактор) рассматривался как физическое лицо, то во втором случае рассматривалось предприятие как юридическое лицо. Сумма штрафа составила 30 000 рублей [12; с.579-584].

Сократить количество административных правонарушений при использовании СМИ, сети Интернет можно следующими путями:

- более четко разграничить понятия «предоставление информации» и «предвыборная агитация»;

- повысить уровень ответственности руководителей за предоставленный материал;

- обратить внимание на профессиональную этику журналиста и манеру преподнесения агитационного материала;

- корректно относиться к публикуемым материалам.

Следующая группа административных правонарушений связана с нарушением правил предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах также является административным правонарушением и влечет ответственность на основании статьи 5.10 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц в размере от двухсот до одной тысячи МРОТ.

15.12.2011 года мировым судьей  судебного участка №41 Свердловского района г.Перми было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении Б., который в день голосования, 04.12.2011 г. около 18 часов, возле избирательных участков № 3468 и 3469 проводил предвыборную агитацию вне агитационного периода – призывал граждан голосовать за КПРФ. Суд действия Б. квалифицировал по ст.5.10 КоАП РФ как предвыборную агитацию вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. Суд признал Б. виновным в совершении административного правонарушения и назначил наказание в виде административного штрафа [12; с.590-591].

Данный вид административного правонарушения связан с низкой электоральной культурой избирателей, поэтому необходимо обратить внимание на повышение ее уровня; усиление ответственности предвыборных штабов кандидатов за проведение предвыборной агитации; проводить более активную разъяснительную работу о правилах и времени проведения предвыборной агитации; более четко обозначить места проведения предвыборной агитации (опубликовав информацию в СМИ, сети Интернет; проверить доступность).

Административная ответственность за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению агитации несовершеннолетних лиц, которые не достигнут на день голосования 18 лет, предусмотрена статьей 5.11 КоАП РФ. Наказание за совершение этого правонарушения штраф, который налагается на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц в размере от двухсот до трехсот МРОТ.

28.05.2012 г. мировым судьей судебного участка №140 Лысьвенского муниципального района был рассмотрен материал об административном правонарушении в отношении Т., допустившего привлечение к проведению предвыборной агитации несовершеннолетнего, что запрещено Законом №67-ФЗ. Действия Т. Были квалифицированы по ст.5.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Т. Признан виновным и ему был назначено наказание в виде административного штрафа [12; с.592-593].

Данный вид административных правонарушений достаточно распространен, так как в силу менталитета граждане больше обращают внимание на детей, чем на взрослых. Основной путь сокращения данного вида административных правонарушений является  повышение ответственности взрослых за свои действия. Необходимо также повышать электоральную культуру подростков, объясняя, что избирателем он может стать только в 18 лет, поэтому заниматься предвыборной агитацией не имеет права.

Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований закона квалифицируется как административное правонарушение по статье 5.12 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 5.12 КоАП РФ изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, о дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке влечет наложение административного штрафа – на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от пятисот до одной тысячи МРОТ. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет штрафную административную ответственность (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ).

18.11.2011г. мировым судьей судебного участка №140 Лысьвенского муниципального района был рассмотрен материал об административном правонарушении в отношении Ц, который размещал печатные агитационные материалы кандидата в депутаты Законодательного собрания Пермского края на стенах подъезда дома №7 по ул.Бурылова в г.Лысьва. Действия Ц. квалифицированы по ч.2 с.5.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях как размещение материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов. Ц. был признан виновным в совершении административного правонарушения и назначено наказание в виде административного штрафа [12; с.595-596].

22.11.2011 г. мировым судьей судебного участка №66 Кунгурского городского округа рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Рекламно-информационное агентство «Олимп», который в период подготовки выборов организовал изготовление печатных агитационных материалов – баннеров в количестве 3 штук с изображением символики политической партии «Справедливая Россия» и кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, которые были размещены на рекламных конструкциях (щитах) по адресам. Данные материалы содержали недостоверную информацию об организационно-правовой форме организации, изготовившей агитационный материал, дате его выпуска (вместо ООО было указано ОАО «Рекламно-информационное агентство «Олимп»; дата выпуска баннера указана 27.11.2011 г., хотя фактически баннер был выпущен 27.10.2011  г.). Постановлением Избирательной комиссии Пермского края №28/07-2 от 07.11.2011 г. печатный агитационный материал – баннер с изображением кандидата А., изготовленный ООО «РИА «Олимп», признан незаконным агитационным материалом, распространяемым в период избирательной кампании с нарушением действующего законодательства.  Мировой судья признал М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначил ему наказание в виде административного штрафа [12; с.597-599].

Пути сокращения данного вида правонарушений:  более ответственное отношение к оформлению агитационных материалов;  повышение электоральной культуры издателей агитационных материалов.

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам выражается в виде наложения на виновных лиц штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ (статья 5.14 КоАП РФ). Предметом этого правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам (информационные и агитационные печатные материалы). Последние признаются предметом правонарушения при условии их вывешивания на законных основаниях на зданиях, сооружениях или иных объектах. С объективной стороны правонарушение может совершаться в форме уничтожения, повреждения законно вывешенных информационных или агитационных печатных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений. Как прямо указано в статье 5.14 КоАП РФ данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по данной статье КоАП РФ. [5]

28.10.2011 г. мировым судьей участка №21 Ленинского района г.Перми было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении В., который нанес на агитационный плакат содержащий сведения о кандидате в депутаты Б.,  лист с надписью «Ворую тепло», чем умышленно повредил печатный агитационный материал, находящийся на осветительном сооружении, размещенный в соответствии с законом. Гражданин Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.14 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде административного штрафа [12; с.637-638].

Рассматривая такие дела необходимо обратить внимание на то, что совершается такое административное правонарушение умышленно, из хулиганских побуждений или по незнанию. Поэтому, чтобы в будущем пресекать такие правонарушения необходимо повысить электоральную культуру избирателей. Больше вести разъяснительную работу среди граждан.

Исследуя судебную практику применения статей Кодекса об административной ответственности замечено, что большинство из правонарушений происходит от незнания, невнимательности, поэтому при проведении предвыборной агитации необходимо привлекать квалифицированных юристов, которые могли бы помочь избежать правонарушений в агитационный период. Необходимо повысить ответственность штабов кандидатов за правильность ведения предвыборной агитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо констатировать, что выборы в нашей стране становятся ежегодными. В 2015 году состоялись выборы губернаторов, в местные органы власти. В 2016 году нам предстоит выбирать депутатов Государственной Думы. Хотя до этих выборов еще год, но уже сейчас в Интернете можно найти не только позитивную, но и негативную информацию на предполагаемых кандидатов в депутаты разных уровней.

Не все действия можно рассматривать как административные и даже как уголовные правонарушения. Часто территориальными избирательными комиссиями такие претензии рассматриваются как жалобы, по которым принимаются решения без обращения к мировым судьям. Однако процент административных правонарушений на сегодняшний день остается достаточно высоким. В первую очередь это связано с низкой электоральной культурой населения, незнанием законов.

Такие действия можно рассматривать и как своеобразный протест против политики, проводимой на местах. На мой взгляд, это обусловлено тем, что убрали в бюллетенях строку «против всех» и таким образом люди высказывают свою точку зрения на деятельность некоторых депутатов и органов власти.

Считаю, что необходимо вести разъяснительную работу не только среди взрослых, но и среди подростков, так как они будущие избиратели. Чтобы в будущем они не совершали административных правонарушений в период предвыборной агитации их надо обучать как правильно это делать. Сейчас во многих учебных заведениях выбирают свои органы самоуправления имитируя проведение избирательной кампании и непосредственно самих выборов. В ряде районов действуют молодежные парламенты, членов которых также избирает молодежь. Необходимо не просто объяснять ошибки и их исправлять, но в игровой форме эти правила будут лучше усваиваться и передаваться другим.

Чтобы избежать административных правонарушений, связанных с порчей агитационного материала, на мой взгляд, кандидаты должны теснее общаться с населением не только в период выборной кампании, но и в другое время. Необходимо чтобы население знало своих депутатов не понаслышке, а по делам.

Жизнь меняется, на смену традиционным СМИ приходит Интернет. Поэтому предлагаю внести в Кодекс об административных правонарушениях ответственность за проведение предвыборной агитации в сети Интернет

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ. М.,2012

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- М., 2014

3. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями) [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Закон от 9.11.2009 №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образования в Пермском крае» (в ред.от 27.01.2014 №3-5/2014) [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Сайт Центральной Избирательной комиссии РФ//http://www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/st79.html

6. Сайт Избирательной комиссии Пермского края // http://www.permkrai.izbirkom.ru/

7. Сайт Территориальной избирательной комиссии Гремячинского муниципального района//http://59t008.permkrai.ru/

8. Аладьин А.Н.Проблемы применения административной ответственности за нарушение избирательного законодательства// http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/04/28/

9. Воробьев Н.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства //http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=1150

10. Лебедев А.Н. Ответственность за административные правонарушения, совершаемые в ходе выборов и референдумов.- Пермское книжное издательство,2005

11. Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, вытекающих из нарушений избирательного законодательства [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Сборник судебной практики по делам о защите избирательных прав граждан.-Пермь, Избирательная комиссия Пермского края, 2012

13. Чистополов В.В. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и пути их решения // Российский юридический журнал. 2010. № 3.