Динамика социального статуса и профессионализма педагога

PDF Печать E-mail

05.02.2018

Галицкая Мария Александровна
Руководитель: Мухаметшина Наталья Геннадьевна
ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»

 

 

Кто они - педагоги? И какими качествами должны обладать, чтобы навсегда остаться в сердцах своих учеников? Эти вопросы остаются актуальными, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к педагогом. Как известно, в различный период исторического времени общество вкладывает свое особое содержание в понятие «статус педагога». Центральное место в педагогическом процессе занимает педагог. Отношение к педагогам в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Поэтому проблема социального статуса и профессионализма педагога актуальна, особенно сейчас, в период реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

 

Объект исследования: педагоги образовательных учреждений

Предмет исследования: социальный статус и профессионализм педагога в современном Российском образовании

Цель исследования: проследить динамику социального статуса и профессионализма педагога

Задачи исследования:

-провести опрос среди учащихся школы и обучающихся техникума

-провести исследование по динамике социального статуса

-проследить динамику развития качественных характеристик педагога

-проанализировать причины модернизации Российского образования

Методы исследования: анализ педагогической литературы, синтез изученного материала, индукция от частных суждений к общему выводу.

В 1999 году в г. Болонье (Италия), состоялась историческая первая конференция тридцати европейских министров образования. Принятая ими декларация "Зона европейского высшего образования", определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и к гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается Болонский процесс. 19 сентября 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации по высшему образованию на конференции в Берлине. Это решение вошло в итоговое коммюнике конференции министр высшего образования европейских стран и закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. В результате осуществляется модернизация современного Российского образования. Современное образование предъявляет особые требования к деятельности педагога.

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Ученики того времени, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя знание предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся, дисциплинированность, их внешний вид. В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет. По данным исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., особое место ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

В 2017 году в городе Лысьва был проведен опрос учащихся школы №13. Ученики школы назвали такие качества педагога-профессионала, как строгость, отзывчивость, глубокое знание предмета, эрудиция, доброта. Так же был проведен опрос в Чусовском индустриальном техникуме, было выявлено, что для обучающихся важными критериями является ответственность, работоспособность, трудолюбие, высокие моральные качества и любовь к детям

Школа XXI века приобретает новый облик, меняются и её ученики и учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться и развиваться самому. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями.

 
free poker
© ГБПОУ "Чусовской индустриальный техникум" тел./факс (34256) 4-86-09; e-mail:pu_93@mail.ru