Эволюция дизайна пассажирских вагонов в контексте исторического развития

PDF Печать E-mail

Автор: Долгополова Екатерина Александровна

Руководитель: Горбунова Татьяна Валентиновна,

ГБПОУ  «Чусовской индустриальный техникум», РФ, г. Чусовой

15.11.2017

 

 

Актуальность: пассажирский вагонный парк российских железных дорог является одним из важнейших видов железнодорожного подвижного состава. От его технического состояния и способности удовлетворять потребности в перевозках зависит качество обслуживания и своевременность доставки пассажиров.

Цель работы: определение тенденций модернизации отечественного пассажирского вагона на основе установления историко-технических периодов и ретроспективного анализа направлений развития пассажирского вагоностроения в 1850-2013 гг.

Задачи исследования:

 

  • изучить основные историко-технические периоды и направления формирования отечественного вагоностроения, создания и модернизации пассажирского вагона с 1850 г. по 2013 г.;
  • рассмотреть критерии, определявшие целесообразность совершенствования конструкций пассажирских вагонов с 1870 г. по 2013 г. с целью повышения комфорта и обеспечения безопасности перевозки пассажиров;
  • проанализировать комфортабельность 2х этажного поезда;

Объект исследования: пассажирское вагоностроение и  пассажирский вагон 2х этажного поезда.

Предмет исследования:

  • историко-технические периоды развития пассажирского вагоностроения;
  • характеристики пассажирского вагона, изменяемые во времени;

Гипотеза исследования: пассажирский вагон является неотъемлемой частью пассажирского комплекса железных дорог, обеспечивая возрастающий спрос на сервисные услуги железнодорожного транспорта.

Методы исследования: изучение литературы, сбор информации, системный анализ.

Практическая значимость: высокие технологии стали неотъемлемой частью жизни российских железных дорог. Именно поэтому ОАО «РЖД» все больше внимания уделяет вопросам технической подготовки железнодорожников, и в первую очередь – молодежи.

 

Каждый человек в мире хотя бы раз пользовался железной дорогой. Без сети железных дорог, покрывшей не только территория нашей страны, но и всю землю уже невозможно обойтись.  Они связывают разные государства, позволяя быстро и комфортно доставить пассажиров в самые отдаленные места. Железная дорога существует в России с первой трети 19 века и на сегодняшний день она занимает 2 место в мире по продолжительности.  Пассажирский вагон является неотъемлемой частью пассажирского комплекса железных дорог, обеспечивая возрастающий спрос на сервисные услуги железнодорожного транспорта. Критерии оценки обслуживания пассажиров характеризуются такими показателями, как комфортабельность и плавность хода вагона.

Технологический прогресс меняет облик железнодорожного транспорта, однако не менее важен и интерес к его истории. Исследование основных историко-технических периодов и направлений формирования вагоностроения, создания и перспектив модернизации пассажирских вагонов на основе достижений научно-технического прогресса с 40-х гг. XIX в. по начало XXI в. позволяет определить критерии их совершенствования.

Особенностью вагонного парка той эпохи являлось то, что железная дорога была рассчитана в основном на перевозку пассажиров. Заказывались преимущественно пассажирские вагоны для пригородных поездок, т. е. без спальных мест, туалетов и буфетов. Первые вагоны Царскосельской линии были двухосными, имели деревянные раму и кузов. Для их соединения использовалась сцепка в виде цепей. К вагонной раме крепился один буфер, предохранявший вагоны от столкновения при ручном торможении. Нагрузка от массы вагона передавалась на буксы через листовые рессоры, за исключением вагонов 4-го класса, у которых рессор не было.

Конструкция вагонов с каждым годом совершенствуется и вместе с тем усложняется, идет процесс модернизации подвижного состава.  Примером этому являются двухэтажные поезда АО «ФПК». На основе  исследования характеристики 2-этажных вагонов, можно сделать вывод, что модернизация пассажирских вагонов идет полным ходом, они  оснащаются:

сложным электрооборудованием, энергосберегающими светодиодными светильниками;

системами кондиционирования воздуха и отопления, что обеспечивает комфортный микроклимат;

биотуалетами, которыми можно пользоваться во время стоянок;                купе для людей с ограниченными возможностями и подъемником для колясок (в штабном вагоне);

А анализ опроса потребителей позволяет определить критерии  совершенствования современных пассажирских вагонов. По итогам исследования и  анализа опроса потребителей были определены преимущества и недостатки 2-этажных вагонов.

В этих условиях возрастает роль технической подготовки обслуживающего персонала пассажирских поездов, в том числе проводников вагонов. Профессия «проводник пассажирского вагона» является одной их ведущих на железнодорожном транспорте, и от уровня подготовки специалистов, качества обслуживания пассажиров во многом зависит работа всего железнодорожного транспорта. Поэтому тема моего исследования будет актуальной всегда.

Список литературы:

1. Егоров В.П. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов (для проводников): Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: УМК МПС России, 2012.- 336с.

2. Болотин З.М. Проводник пассажирских вагонов: Учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 320с.

 
free poker
© ГБПОУ "Чусовской индустриальный техникум" тел./факс (34256) 4-86-09; e-mail:pu_93@mail.ru