Семья и детский сад как субъекты педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Печать

Никитина Людмила Ринатовна
студент гр.ДО – 5(з)
специальность «Дошкольное образование»
Руководитель:
Мухаметшина Наталья Геннадьевна
преподаватель гуманитарных дисциплин
высшая квалификационная категория

Семья и детский сад как субъекты педагогического взаимодействия и социокультурная
среда воспитания и развития личности

Современная наука отмечает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

 

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. В воспитании ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Всё это возможно, если все воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Дети с любовью и благодарностью смотрят на своих родителей, которые так много умеют, знают, которые раскрываются, совершено с иной стороны, нежели в домашней обстановке. Таким образом, главная цель воспитателя по работе с семьей – привлечение внимания родителей к жизни детей внутри  детского сада, где родители будут выступать партнерами по воспитанию детей. Главной целью такой работы с семьей является развитие педагогического образования родителей.

В результате появляются  следующие задачи:

- развить у родителей такие качества, как ответственность, активность, которые будут направлены на саморазвитие их как родителей;

- дать родителям возможность быть инициаторами досуговых мероприятий в  Дошкольном образовательном учреждении;

- предложить родителям разнообразные формы работы, способствующие развитию партнерских взаимоотношений между родителями, воспитателем и ребенком.

Для решения этих задач был разработан и осуществлен комплекс мероприятий для детей второй младшей группы, направленных на взаимодействие с семьей, на укрепление звеньев неразрывной цепи: родитель – ребенок – воспитатель – дошкольное учреждение.

Работа проводилась поэтапно.

На первом этапе работы было проведено анкетирование на тему «Физкультура в вашей семье».

На втором этапе – совместно с физоргом проведено родительское собрание на  тему «Нестандартные методы оздоровления детей. Закаливание и режим дня для здоровья  ребенка», совместно с физоргом.

На третьем этапе работы проводился физкультурный праздник для детей совместно с родителями, где родители выступили не участниками, а организаторами данного праздника. Родители принимали непосредственное участие в воспитании у детей спортивного духа, выдержки, настойчивости в достижении поставленных целей. Родители и дети видели, что совместное выполнение заданий, дружное и сплоченное, приводит к лучшему результату.

Об эффективности аналогичной работы с родителями в течение года свидетельствует:

- появление у родителей интереса к жизни ребенка;

- повышение их активности при проведении досуговых мероприятий;

- возникновение и развитие у родителей педагогических навыков в воспитании детей.

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей приносит свои положительные результаты. Проведение консультаций, бесед, анкетирования и совместных мероприятий повышают интерес родителей к деятельности детского сада. Такое сотрудничество помогает родителям, в какой – то мере больше узнать своих детей, воспитателю – найти наилучший подход к каждому ребенку, а детям – вновь приобрести поистине заинтересованное внимание родителей.

В связи с этим хочется вспомнить произведение великого чешского  мыслителя – гуманиста, философа, педагога – новатора Яна Амоса Коменского «Материнская школа», в которой он сравнивает человека с живой природой: « ... Плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но,  как и дикое растение, принесет  дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает  свой  образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”. Так и наши  дети: если мы не будем уделять им свое внимание, не будем подпитывать их знаниями, не будем  окружать их своим теплом и лаской, то из них и вырастет «дикорастущее дерево». Следовательно, задача воспитателя совместно с родителями приложить максимум усилий для правильного воспитания детей, чтобы вырастить «плодоносное дерево, дающее вкусные и сладкие плоды».