СТИХАМ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ МАСТЕР-КЛАСС

PDF Печать E-mail

В. Л. Ихсанова, преподаватель русского языка и литературы
21.02.2018

 

 

Тема: « Стихам все возрасты покорны».
Цель мастер- класса: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного приема в собственной практике.
Задачи:

  • показать, как особенности ассоциативного мышления могут “работать” на уроке, пропагандировать использование хокку в урочной и внеурочной деятельности;
  • Ø организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного приема.

 

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оснащение, оборудование: ПК, проектор, экран.

Оформление - презентация по теме мастер-класса.

Продолжительность мастер - класса: 15 минут

Структура мастер-класса:

1. Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю Вас  с основами стихосложения хокку.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Прием хокку   наряду с общедидактическими, теоретическими задачами  решает нравственные и эстетические, такие как:

 

– формирование представлений о том, чтобы быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями, любить и быть любимым – это богатство и ценность.

 

– формирование представление о том, что красота – это то, что вокруг, необходимо лишь научиться ее обнаруживать.

 

Я сама люблю поэзию и вижу  попытки студентов писать стихи.

 

Изучить этот приём работы с текстом можно не только на уроках литературы, русского языка, риторики, но и  использовать   на всех предметах и во внеклассной работе.

2. Индуктор. Теоретическая часть.

Вы любите стихи? Можно ли научить писать стихи? Думаю: нужно учить писать стихи. При этом, перефразируя классика, добавлю: «стихам все возрасты покорны…»

И это я Вам сейчас докажу.

1). Александр Сергеевич Пушкин   начал писать стихи  рано – лет с шести-семи, а в возрасте 9-10 лет сочинял не только короткие стихотворения, но и целые поэмы. В 15-летнем возрасте было опубликовано первое его стихотворение «К другу стихотворцу».

2).Писать стихи Александр Блок начал в 5 лет. В своей автобиографии поэт упоминал о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн". Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

3).Сергей Есенин писал стихи  в возрасте 9-ти лет, учась в Константиновском земском училище.

4). Федор Тютчев в возрасте 10 лет написал свое первое полноценное стихотворение-в честь день рождения отца.

5). Уже в  детских стихах Андрея Андреевича Вознесенского виден талант будущего   поэта. Ведь не просто так сам Борис Пастернак, получивший стихи по почте от четырнадцатилетнего мальчишки, вызвал его к себе, а потом фактически сделал своим приемником.

6). Владимир Владимирович Маяковский написал первые стихи в 15 лет - в Бутырской тюрьме в одиночке. Но, к сожалению, его стихи до нас не дошли, так как были изъяты надзирателем.

7). Евгений Александрович Евтушенко писать стихи   начал с самого раннего возраста и уже к 20 годам выпустил свой первый сборник.

8). Корней Иванович Чуковский  составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил», прославившую его, когда ему было 34 года.

Как видим, поэтами не рождаются, ими становятся.

«Языковед Владислав Маркович Иллич  - Свитыч красиво говорил, что "язык - это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших."

-Обратите внимание на слайд. Что Вы видите на этой картине?

- Какие чувства она у Вас вызывает?

Имей мы возможность попасть в  средневековую Японию, то непременно встретили бы  немолодого уже человека, бредущего куда-то в одиночестве по запыленной дороге. Многие его соотечественники были убеждены, что видят перед собой обычного бродягу, ночующего под открытым небом только лишь потому, что вряд ли найдется желающий предоставить ему кров.

Все те, для кого дорога имела конкретную цель, кто спешил по своим

делам, с пренебрежением поглядывали на этого скитальца, чей путь, казалось, был бесконечен.

...Вот он сошел с узкой горной тропки для того, чтобы отдохнуть и

перекусить. Но, хотя скудная трапеза давно окончена, этот человек не спешит вновь пуститься в путь. Как завороженный, он сидит на том же месте, будто что-то не дает ему двигаться. Из его сумы появляется тушечница и бумага, на которой странник оставляет несколько иероглифов:

В чашечке цветка

Дремлет шмель. Не тронь его,

Воробей-дружок!

История стерла имена всех тех, кто прошел мимо этого человека, бросив на него надменный взгляд. За более чем три века, что протекли с тех пор, многое изменилось, и Япония теперь ассоциируется вовсе не с самураями и дзэн-буддизмом. Остались только эти три строчки и имя их автора – Мацуо Басе, ставшим самым известным поэтом, писавшим  хокку.

Мы будем учиться писать Ха́йку (яп. 俳句) — это  жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке; современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики  Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин (яп. 俳人).

Будучи дзен-буддистом, Басё вложил в свои стихи все, что характерно для этого учения: спокойствие, свободу (освобождение разума), безмятежность, выражение того, что не поддается точному описанию. Основные темы хайку Басё – это одиночество, бедность, красота, внутренние переживания окружающей действительности. Одними из самых известных трехстиший этого поэта являются  такие:

«Луна-проводник

Зовет: «Загляни ко мне».

Дом у дороги».

Всё глазел  на них,

Сакуры цветы, пока

Шею не свело

Этот жанр обычно состоит из трехстрочного изречения. В японской истории хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же в  хокку - 17 слогов.

Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит,  является неожиданным выводом всего произведения.

Думаю, уже не возникает вопроса: а для чего вообще  нужны  хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. С помощью этих замысловатых стихов можно многое рассказать как о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир. Сочиняя хокку можно выйти  за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное, чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения.

 

Как можно использовать этот приём и соответственно, как я его использую в своей практике?

 

Во-первых, можно составлять текст как   на уроке (времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Обучающиеся  могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Во-вторых, работать над составлением хокку можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, можно предложить   в качестве рефлексии составить хокку вдвоём (можно положительную или отрицательную характеристику героя, например  по пьесе А.Н.Островского «Гроза»:

Любовь и мечты

Там…,здесь упрек и запрет.

Люди не птицы.

 

Закон для тебя-я.

Не спрашивают,молчи.

Кабаниха.).

 

3. “Самоконструкция”. Поэтическая мастерская.

А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить хокку. Не забываем рисовать чувствами и заставим окружающих  видеть в словесной мелодии образ исчезающей вечности. Вот начать мне думается необходимо так...

Глаза+ мысль+ чувство... Три строки.

“Афиширование”. По завершению задания участники озвучивают свои трехстишия.

4. Итог мастер-класса

Как часто мы  ошибочно думаем, что гениями рождаются, и боимся сделать следующий шаг. А всего-то нужно поверить в свои силы и попробовать творить. И тогда все обязательно получится, ибо нет посредственных людей, каждый из нас уникален.

5. Рефлексия.

 

Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго. さようなら Сайо:нара.

 
free poker
© ГБПОУ "Чусовской индустриальный техникум" тел./факс (34256) 4-86-09; e-mail:pu_93@mail.ru