«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ, УЧИМСЯ ЛЕГКО!»

PDF Печать E-mail

педагогическая технология КСО (коллективный способ обучения)

Методическая разработка мастер-класса

 

Разработчик: Ильина Татьяна Станиславовна,
18.09.2017

 

 

Пояснительная записка

 

В педагогической технологии КСО (коллективный способ обучения), которая относится к системно-деятельностному подходу в обучении. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на развитие самостоятельности учебных действий. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

 

Системно – деятельностный подход в образовании предполагает, что процесс учения – это процесс деятельности обучающегося, направленный на становление его личности в целом.

Наибольшими возможностями для реализации данного подхода, как признают практически все исследователи, обладают: мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, технологии проблемного, критического, модульного обучения, а также КСО (коллективный способ обучения).

Целевое назначение коллективного способа обучения:

-       повышение успеваемости всех обучающихся и ускорение темпов продвижения;

-       воспитание у обучающихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и за других;

-       развитие речи и мышления;

-       формирование навыков самообразования, культуры умственного и учебного труда.

Основоположниками этой теории являются: русский, советский педагог-новатор Ривин А.Г. (1877-1944 г.), современные теоретики КСО Дьяченко В.К. и Мкртчян М.А.

Жизнь в новых условиях выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

Актуальность использования данной технологии в обучении заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества, в необходимости развивать коммуникативную компетенцию как качество высокоорганизованной и грамотной личности.

Тема мастер-класса: «Учимся вместе, учимся легко!»

Цель: повышение мотивации к овладению педагогической технологией КСО (коллективный способ обучения) как одним из способов системно – деятельностного подхода в обучении.

Задачи:

  1. Расширение представлений о технологии КСО.
  2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов.

Участники: педагоги (количество: 10).

Требования к уровню подготовленности участников: без специальной подготовки.

Ключевые слова: взаимодействие, коллектив, взаимообучение, ответственность, результат.

Дидактический материал: презентация по теме.

Требования к организации мастер-класса: учебный кабинет с компьютером, проектором, экраном,  компьютерными колонками, материалами для рисования, музыкой для фона.

Подробный план работы:

  1. I.            Организационный момент.

Концентрация внимания. Формулирование темы и цели мастер-класса.

  1. II.            Изложение теоретического материала о педагогической технологии КСО (коллективный способ обучения).
  2. III.            Актуальность использования представленной педагогической технологии.
  3. Отработка на практике элементов технологии коллективного обучения.

4.1.         Работа в парах.

Упражнение «Рисунок по инструкции».

Цель: развитие умения слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Анализ деятельности. Анализ эмоционального состояния участников.

4.2.         Коллективный способ обучения.

Творческая композиция «Мы на сказочной лужайке» (в нетрадиционной технике рисования).

Цель: развитие ответственности каждого за личный вклад в решении общих задач; развитие навыков взаимодействия; осознание себя командой.

Техника рисования пальцами способствует раскрепощению участников, устранению страхов, комплексов, развивается уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.

  1. V.            Рефлексия.

Представление участниками итогов коллективной деятельности на мастер-классе.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  1. Знакомство с технологией коллективного обучения.
  2. Формирование умения работать в коллективе, эффективно общаться.
  3. Развитие умения слушать и слышать друг друга.
  4. Сплочение коллектива, повышение уровня взаимопонимания в группе.
  5. Получение эмоционального удовольствия от процесса и результатов деятельности.
  6. Дальнейшее применение технологии на занятиях.

Необходимое время: 20 минут.

Используемая литература

  1. Бондаренко Л.В. Изучение учебных и научных текстов в диалоге. Методика Ривина: сборник научно-методических материалов. – Красноярск, 2015. – 184 с.
  2. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб.работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
  3. Мкртчян М.А. Анализ коллективных учебных занятий // Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: учебно-методическое пособие / составитель Ильина Н.Ф. – Красноярск. 2009. – С. 38-40.
  4. Мкртчян М.А. О фазах становления КСО. Журнал Коллективный способ обучения. 2001. № 6.

Интернет-ресурс

  1. Общественно-педагогическое движение по созданию коллективного способа обучения http://www.kco-kras.ru

 
free poker
© ГБПОУ "Чусовской индустриальный техникум" тел./факс (34256) 5-02-60; e-mail:pu_93@mail.ru